2013 год в России проходит под знаком Защиты окружающей среды. Президент Владимир Путин подписал соответсвующий указ . Но мы, педагоги, работаем по данной проблеме и без указа сверху. Просто на практике мы убедились, что назрела необходимость воспитания и формирования у подрастающего поколения экологической культуры.
В нашем МБ ДОУ « Яшкинский детский сад» педагоги тоже активно работают по данной теме. Воспитатели старшей группы » Светлячки» весьма тесно сотрудничают с библиотекой. Совместно с библиотекарем Надеждой Александровной Еремейкиной был составлен план совместной работы. В него включены выставки поделок из бросового материала, создание альбома « Знай и люби родной Кузбасс», экологические игры , викторины и многое другое. Одной из форм работы педагогов является тесное сотрудничество с родителями. Так вот, наши родители всегда охотно помогают нам. Силами родителей были изготовлены и развешаны скворечники и кормушки для зимующих птиц. Огромное спасибо за это родителям Никиты Каптуревского и Димы Тюрина.
Наш детский сад расположен рядом с сосновым парком. Дети дышат целебным воздухом и знают, как это полезно. Знают они так же и то, что нашему парку требуется защита и помощь. В любое время года по территории парка проходят экскурсии, дети собирают шишки, веточки, растения для гербария. Осенью, благодаря помощи семьи Селезневых, в уголке природы нашей группы появились желуди. Часть мы подарили желающим посадить свои дубки, часть оставили для поделок, а часть посадили в питомник на нашем участке. Дети, под руководством воспитателя Елены Владимировны Кустовой, готовили землю, посадили желуди и накидывали снег на питомник. Надо было видеть, как переживали дети: « А вдруг нашим дубкам будет холодно зимой?» В старшей группе в рамках опытно – исследовательской работы ведется наблюдение за растениями. Посажен лук в разных емкостях, поставлен в разные места и дети наблюдают, как в разных условиях развивается растение. Срезаны веточки сирени и поставлены в емкость с водой. Дети рассматривали, что на срезе есть зеленое кольцо, значит растение живое. Заведен календарь наблюдений и ведется фотосъемка. Все это помогает детям почувствовать себя участниками процесса и воспитать в них любовь к природе.
Вот из таких, на первый взгляд, мелочей состоит ежедневный труд по формированию экологической культуры. Конечно, кто – то может сказать: «После меня – хоть потоп!» Но это неприемлемо нами, педагогами. Ведь не стоит забывать четыре простых правила, предложенные в свое время американским экологом Барри Коммонером:
- Все связано со всем. Любое изменение, совершаемое человеком в природе, вызывает цепь последствий, как правило, неблагоприятных.
- Все должно куда-то деваться. Любое загрязнение природы возвращается к человеку в виде "экологического бумеранга".
- Природа знает лучше. Действия человека должны быть направлены не на покорение природы и преобразование ее в своих интересах, а на адаптацию к ней.
- Ничего не дается даром. Если мы не хотим вкладывать средства в охрану природы, то придется платить здоровьем, как своим, так и потомков.
Каждый современный человек, применяя в своей жизни эти нехитрые заповеди, будет жить в гармонии с природой. Многие проблемы можно решить уже сейчас, но надо это делать сообща. И начинать надо с себя. Наши дела всегда важнее наших слов. И все, что мы сейчас привьем нашим детям, отзовется через несколько лет. Через 10 – 15 лет уже наши дети будут или двигателями прогресса, или разрушителями. Все зависит от нас.
Елена Кустова,
воспитатель МБ ДОУ « Яшкинский детский сад».